четверг, 20 сентября 2012 г.

6. "Ледниковый период"

       "ЛЕДНИКОВЫЙ ПЕРИОД - 1" (Мер-де-Глас)

       Наскоро перекусив, спешим на станцию, чтобы успеть на ближайший поезд, который довезет нас до ледника Мер-де-Глас. 
       "Mer de Glace" в переводе с французского - "Море льда". Это сравнение сразу пришло в голову первым английским путешественникам и "пра-альпинистам", забравшимся сюда еще в 1741 году и увидевшим  застывшие ледяные волны на поверхности.
Помните "стиральную доску"? :)
       Это так называемый долинный ледник,  самый большой во Франции. Его длина сейчас около 7 км, а толщина льда достигает 200 м. Ледник постоянно уменьшается и отступает. Предположительно, за последние сто лет его площадь уменьшилась на четверть. С 1988 года, когда стали проводить постоянные измерения, выяснилось, что толщина льда каждый год уменьшается на 3-4 м.
       К леднику курсирует специальный "горный поезд" Монтенвер. Это одна из главных достопримечательностей Шамони, о которой стоит написать несколько строк. 
       Открытую еще в 1908 году, эту железную дорогу можно считать первым туристическим проектом в долине Шамони. Зубчатый профиль третьего рельса позволяет поезду, цепляющемуся за него таким же зубчатым валом, карабкаться на высоту, недоступную другим транспортным средствам, за исключением  разве что мулов. :) На момент постройки монорельса в Шамони насчитывалось около 500 этих животных, которые и были здесь основным средством передвижения и доставки грузов. Поэтому идея швейцарцев пустить поезд к знаменитому отелю "Монтервер" (1880 г постройки)  и леднику Мер-де-Глас поначалу вызвала у местных жителей сильное сопротивление. Тем не менее, дорогу построили и вот уже больше ста лет паровозик исправно  поднимает туристов от станции Шамони по склонам Эгюий на высоту 1913 м к старинному отелю и смотровой площадке с видом на ледник.
       Подробнее, и с подборкой интересных старинных фотографий, об этой истории можно прочитать здесь: http://rudzin.livejournal.com/30724.html
       И еще одна страничка с большим количеством любопытной информации о развитии туризма и альпинизма в Шамони:
http://www.vokrugsveta.com/S4/po_goram/monblan.htm

       Дальше к леднику ведет канатная дорога и еще 350 ступенек вниз.


       В толще ледника вырублена пещера - туннель, ведущий в глубь ледяного массива. Этакий дополнительный аттракцион для туристов, сделанный с целью показать глубину этой ледяной громадины. Ведь глядя на эту грязноватую ледяную дорогу со стороны, трудно себе даже представить, что там многометровый слой застывшей воды.
      Так как ледник постоянно движется, каждое лето пещеру приходится вырубать заново. На фото (сверху) можно видеть несколько голубоватых отверстий - это входы в прошлогодние пещеры.

       Когда мы поднимались, погода начала портиться, пошел мелкий дождик. Но к его началу мы уже успели спрятаться в поезд, возвративший нас в Шамони.


          "ЛЕДНИКОВЫЙ ПЕРИОД - 2" (Боссон)

       Заскочив в свой отель и взбодрившись чашечкой кофе, мы решили, что вполне успеваем в этот день посмотреть еще один ледник - Боссон. Это, если еще помните, тот, что виден в комплекте с Монбланом из окошка нашего номера. 
       К этому времени дождь уже закончился, и последние тучи быстро удалялись куда-то в сторону Швейцарии. Здесь в горах погода может кардинально поменяться за каких-нибудь полчаса.
       Подняться к Боссону можно с помощью кресельной канатки, потом от нее нужно еще немного пройти пешком.
        Этот ледник выглядит гораздо привлекательнее грязновато-серого Мер-де-Гласа. Лед переливается голубыми оттенками, отблескивая в солнечных лучах. За ледником возвышается  гора Эгюий-дю-Миди, на которой мы сегодня побывали.

         К сожалению, по фотографиям, да и глядя на эти глыбы льда "вживую", сложно себе представить их размеры, так как не с чем сравнивать. Думаю, окажись там в этот момент человек, он выглядел бы на фото крошечным пятнышком.
       И еще один вид сверху на Шамони:
       Уставшие после такого длинного и насыщенного дня, в сумерках вернулись в отель.  Составили и закачали в навигатор маршрут на следующий день, забронировали через интернет гостиницу. Эти действия стали уже традиционной ежевечерней процедурой.
       Решили, что встанем завтра очень рано, чтобы к рассвету уже оказаться на вершине горы и снять восход солнца над Монбланом.

"ЛЕДНИКОВЫЙ ПЕРИОД - 3" (Аржантьер)
      ... В 5 утра за окном глухо барабанил дождь, поэтому пришлось срочно менять наши планы. Ни о каком восходе солнца  уже не было речи. Через пару часов дождь прекратился, но небо было плотно обложено тучами. Казалось, что это всерьез и надолго.
      Итак, с солнечным Монбланом не сложилось, а в облаках мы его уже видели вчера, поэтому решили проехать в другой конец долины Шамони и подняться на соседнюю гору - Гранд-Монте (3300 м). Там же наверху сделать "радиалочку" в сторону ледника Аржантьер (в переводе с франц. - "Серебряный").
       Подъехав к станции подъемника, обнаружили там всего пятерых скучающих альпинистов-французов. Оказалось, канатная дорога не работает из-за сильного ветра наверху. И когда пустят первую кабинку - неизвестно. В растерянности топчемся еще минут 15 у входа на станцию, вяло изучая по десятому разу рекламные щиты и схемы окружающих гор... Одним глазом наблюдаем за альпинистами. Во-первых, они на вид выглядят более уверенными и понимающими ситуацию (скорей всего они с таким уже не раз сталкивались, и знают, чем это может закончится). Кроме того, в отличие от нас, все понимают по-французски, периодически подходят то к кассиру, то к местным рабочим и что-то уточняют. Мы же чувствуем себя немножко полу-глухонемыми инопланетянами. "Полу-", потому что минимум информации нам все-таки выдали в кассе по-английски. 
      Альпинисты не уходили... Это обнадеживало. Вдруг трое из них, о чем-то переговариваясь, направились внутрь станции - туда, где стояла скучающая и готовая к отправлению кабинка. Мы - за ними. И произошло маленькое необъяснимое чудо! :) Мы так и не поняли по какой причине, но один рейс за это утро кабинка все же сделала, подняв нас двоих и горстку французов с ледорубами до промежуточной станции.
      Со следующей секцией канатки, к сожалению, дело было совсем глухо. Это сразу поняли и наши более опытные попутчики, и даже мы: по непреклонному виду "паромщика", его объяснениям на французском, сопровождаемым ясной и не допускающей разночтений пояснительной жестикуляцией.
       Ну ничего, по крайней мере ледник мы посмотреть сможем: к нему можно дойти пешком как раз от средней станции подъемника.
      Альпинисты быстро и уверенно рванули куда-то к своим альпинистским целям. Мы же нашли тропу с указателем на ледник. А по возвращении решили сориентироваться по ситуации: если повезет и погода исправится - включат верхний участок канатки, и мы сможем им воспользоваться. В самом плохом случае, если не будет работать и нижняя секция дороги, придется спускаться в долину пешком. 
       Огромный плюс во всей этой ситуации - то что мы оказались здесь совершенно одни. В обычный день здесь было бы полно туристов, сейчас же им просто неоткуда было взяться - подъемник больше не работал...
       Возле станции над обрывом паслось интересное семейство: ослица  с двумя детьми -  жеребенком и осликом. Но так как ничего вкусного у меня не оказалось, они не проявили ко мне интереса. Предложенный мной пучок травы был презрительно отвергнут, у них такого добра - целые луга. Но опережая события, скажу, что позже, когда мы сюда вернемся, я все же найду с этими ребятами общий язык. :)
       Тропинка (сначала, пожалуй, даже дорога) потихоньку петляла, поднимаясь в гору. Подъем был не тяжелым, а ветерок и отсутствие солнца только помогали. Хотя фотографии с солнышком, пожалуй бы выиграли...


       В какой-то момент нам навстречу высыпало козлино-овечье стадо. К сожалению, они  быстро и уверенно прошли мимо, полностью нас проигнорировав, и мне не удалось сделать ни одного портрета. Успела заснять только пару групповых бытовых сценок. :)

       Примерно через час перед нами открылся красавец-ледник.

        За то время, пока мы были возле обрыва и любовались ледником, от него несколько раз откалывались глыбы льда и с грохотом скатывались вниз, разлетаясь на мелкие осколки.


      Потом мы спустились ниже, на площадку, с которой хорошо виден край "языка".

       Возвращаться было гораздо легче. И только сейчас (прошло уже часа 3, как мы поднялись на гору) нам навстречу стали попадаться первые туристы. Общепринятое взаимное "bonjour" с улыбкой... Это хорошо, ребята, что вы тут появились: значит снова  заработала канатка. :)
       Возле станции я встретила уже знакомое семейство. Сейчас они были настроены более благодушно (особенно малыши) и мы с удовольствием поиграли и пообщались. (Извините, если нас покажется многовато :))






1 комментарий: